Учебное исследование на уроках физики - Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке - Проектно-исследовательская деятельность в ОУ - Каталог файлов - Интернет-конференция
| | | Среда, 25.07.2012, 01:03
Интернет-конференция
Приветствую Вас Гость
Сайт организатора
Категории раздела [2] [5] [24] на уроке русского языка и литературы, физики, химии, биологии, иностранного языка, истории и обществознания, музыки и других [5]
Учебное исследование на уроках физики
Любовь Валентиновна Шамеева учитель физики МОУ СОШ № 71 г. Кирова e-mail: shameeva@mail.ru ...Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать Р.Декарт Современная система образования переживает период переосмысления направлений развития образования, общих целевых установок, а также методов и средств их достижения. На смену индустриальному обществу идет информационное общество. Поэтому умение работать с информацией, находить нужную информацию становится жизненно важным для любого специалиста. Умение работать с информацией предполагает умение оценить ее значимость, умение выявлять с ее помощью новые проблемы, выдвигать гипотезы, определять методы и средства решения проблем. Другими словами, это означает владеть современными технологиями исследовательской деятельности. Отсюда важность приобщения к исследовательской, поисковой деятельности уже в общеобразовательной школе. Овладение учащимися навыками исследовательской деятельности происходит поэтапно. Приобщаясь к научному поиску, ребёнок учится ориентироваться в огромном мире научных книг, журналов, пособий. Он овладевает методикой лабораторных исследований. Учится классифицировать собранный материал, обрабатывать, анализировать его, обобщать и делать выводы. Он обучается умению излагать свои мысли на бумаге, вести публичную дискуссию, отстаивать собственные выводы. Желание исследовать появляется в ученике, когда он чувствует свою успешность в этом процессе, а это во многом зависит от учителя, его умения организовать деятельность, показать её ценность, признать значимость достигнутых результатов ученика в глазах сверстников, окружающих. Очень часто в разговорах выпускников можно слышать, что самым ужасным предметом в школьной программе является физика. Поэтому мне очень хочется на своих уроках пробудить у ребят интерес к этому предмету, найти эффективные методы и приёмы усвоения материала. Чем же меня привлекает метод проектов? Во-первых – это самый доступный способ познакомить учащихся с достижениями современной науки и практическим применением полученных знаний. А во-вторых, это использование межпредметных связей. Для развития и формирования исследовательских умений учеников я использую следующие дидактические принципы: • научности, • систематичности, • последовательности, • прикладной направленности, • сознательности и творческой активности. Под исследовательской работой понимают деятельность учащихся, связанную с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Примером такой работы может служить учебное исследование на уроке «Способы уменьшения и увеличения давления» в 7 классе. На уроке у учеников формируется умение находить и сравнивать давление в разных практических ситуациях. Тема урока: “Способы уменьшения и увеличения давления”. Тип урока: комбинированный урок. Форма урока: урок-исследование. Цели урока: Образовательные: • сформировать умение находить давление в разных случаях; • сравнивать давление в разных практических ситуациях; • обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления. Развивающие: • способствовать развитию познавательной активности учащихся, их критического мышления, умения самостоятельно формулировать выводы, • создать условия для расширения кругозора учащихся, • способствовать формированию речевой культуры. Воспитательные: • создать условия для воспитания чувства взаимопонимания и взаимопомощи при решении задач и выполнении экспериментального задания; • воспитание ответственного отношения к учебе, трудолюбия. Формируемые умения: работать с приборами, наблюдать, анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы. Оборудование: деревянные бруски, динамометры, линейки, компьютер, проектор, экран, учебная презентация. План урока. I. Организационный момент (объявление темы урока, определение задач урока). II. Повторение изученного материала. На пяти столах располагается оборудование (деревянные бруски, динамометры и карточки с заданием). Ребята выполняют экспериментальное задание, согласно указаниям в карточке и результаты записывают в таблицу на доске: Грань Площадь, кв.м. Вес, Н Давление, Па Широкая 0,004 Широкая 0,004 Грань Площадь, кв.м. Вес, Н Давление, Па Широкая 3 Узкая 3 Наименьшая 3 Фронтальный опрос. 1. Что называется давлением? Вставить в формулы недостающие физические величины, назвать эти величины, назвать единицы их измерения. Назвать основные и неосновные единицы измерения давления, выполнить перевод. 2. Чем создаётся давление? Что вы можете сказать о силе давления? (точка приложения, направление) Покажите её на чертеже. 3. Проверка решения домашней задачи. III. Изучение нового материала. Посмотрите внимательно на полученные результаты эксперимента 1. Какие особенности в данных таблицах можно заметить? 2. Рассмотрим таблицу, где сила действующая на опору одинакова. А что можно сказать о давлении? 3. Почему? 4. Какую зависимость можно выявить из этой таблицы? 5. Как в математике называют такую зависимость? 6. Проанализируем вторую таблицу. Итак, ребята, мы с вами проанализировав результаты экспериментов, пришли к выводу о том, как зависит давление от силы давления и площади опоры. Запишем его в тетрадь: для того чтобы уменьшить давление тела, необходимо увеличить площадь опоры или уменьшить силу давления, для того чтобы увеличить давление - необходимо уменьшить площадь опоры или увеличить силу давления. IV. Закрепление пройденного материала. Применение давление в природе, технике и жизни человека Иногда следует давление делать меньше, а иногда бывает необходимо давление увеличивать. Знания о способах изменения давления очень широко используются и в природе и в деятельности человека. А приходилось ли вам в жизни сталкиваться с ситуациями, когда специально увеличивали или уменьшали давление в технике, быту или в природе? А когда человек производит большее давление на опору, когда стоит или когда идёт? V. Рефлексия (тест). Тест 1. Посоветуй Незнайке, как можно изменять давление: А. меняй силу и площадь поверхности тела; Б. смазывай поверхность разными смазками; В. меняй цвет тела. 2. Для проезда по болотистым местам делают настил из хвороста или брёвен, чтобы … А. Увеличить давление на почву. Б. Не испачкаться. В. Уменьшить давление на почву. 3. Ученица второго класса захотела оказать большее давление на ступеньку порога школы. Что ты ей посоветуешь? А. надеть туфли на каблуках; Б. надеть лыжи 4. Стены зданий устанавливают на широком фундаменте … А. Чтобы увеличить давление на грунт. Б. Чтобы уменьшить давление на грунт. В. Для красоты. 5. Кто оказывает большее давление на гамак? VI. Домашнее задание: §34, стоя на лыжах, определить какое давление вы оказываете на снег.
Категория : | Добавил :
Просмотров : 3529 | Загрузок : 0
source
Комментариев нет:
Отправить комментарий